Звуковая карта саунд бластер. Звуковая карта Creative SoundBlaster Z

И любых других звуковых форумов. С проблемой выбора качественного источника звука может посоперничать только задача поиска подходящих акустических систем. И если по колонкам сравнение «Кристальный звук» проводится регулярно, то по звуковым картам мы только начинаем нашу работу.

Итак, что может быть проще, чем спросить совета в форуме? Но даже будучи владельцем одной из звуковых карт, сложно дать совет, стоит ли ее покупать. Ведь удобство использования и личные предпочтения здесь не основное. Главное в звуковых устройствах - это качество звука. А оно слабо поддается объективному описанию и взвешиванию приборами, особенно когда характеристики устройств достигли пределов измерительной аппаратуры. Какой же выход? Ответ можно найти, например, в международных рекомендациях по экспертизе высококачественных звуковых устройств, признанных всеми экспертами мира, в том числе и нами. Нужно обязательно сравнивать карту с конкурирующими продуктами и с эталоном. Более того, делать это нужно по правильной методике, которая бы полностью исключала предвзятость эксперта. Задача непосильная не только для форума, но и практически невыполнимая для обычных СМИ. Дело это трудоемкое, затратное и неблагодарное - зачем этим заниматься, если есть более легкие пути создания материалов? Правильная объективная экспертиза звуковых устройств посильна только лидирующим изданиям, где работают признанные специалисты в области звука, имеющие профильное образование, занимающиеся звуком на профессиональной основе.

Таким образом, мы объединили весь наш 15-летний опыт экспертизы в данном направлении. Но не пугаем читателей тоннами цифр и графиков, чтобы попытаться спрятаться за ними, а даем только полезную информацию из реальной жизни. Кратко и по делу.

Звуковая карта Asus Xonar Essence STX уже знакома нашим читателям по статье Романа Кузнецова .

О новом продукте Creative Sound Blaster ZxR рассказывает наш редакционный ролик в HD-разрешении (не забудьте при просмотре нажать кнопку «Оригинальный размер» и «Полный экран»):

Основные технические характеристики звуковых карт, о которых вам нужно знать:

Creative Sound Blaster ZxR Asus Xonar Essence STX

Сигнал/шум (по паспорту), дБ:

124 124

Искажения (по паспорту), %

нет данных >0,0003% (−110 дБ)
ЦАП линейного выхода TI PCM1794 TI PCM1792А

Сигнал/шум ЦАП (по паспорту), дБ

127 127
ЦАП многоканальных выходов TI PCM1798 отсутствует
АЦП TI PCM4220 Cirrus Logic CS5381
ОУ NJM2114, LM49710 NJM2114, LM4562
HP Amp TI TPA6120A2 TI TPA6120A2
Конденсаторы Nichicon Fine Gold Nichicon Fine Gold
DSP 4-ядерный Creative SoundCore 3D Asus AV100 (C-Media Oxygen)
Выходы
Линейный RCA RCA
Конфигурация 5.1 (доп. выходы миниджек) стерео
Наушниковый большой джек (1/4″ TRS) большой джек (1/4″ TRS)
Входы
Линейный RCA большой джек (1/4″ TRS)
Внутренний AUX нет есть
Микрофонный большой джек (1/4″ TRS) нет
Гарнитура (микрофон/наушник) большие джек (1/4″ TRS) + миниджеки (1/8″ TRS) на внешнем проводном ДУ внутренний разъем HD-Audio
Цифровые интерфейсы
выход оптический электрический/оптический
оптический нет
Обработка звука
Выход Surround, Crystalizer, Bass, Smart Volume, Dialog Plus Dolby Digital Live/Dolby Headphone /Dolby Virtual Speaker /Dolby Pro-Logic II
Вход CrystalVoice, Noise Reduction, Smart Volume Acoustic Echo Cancellation FX Focus Karaoke, FlexBass, VocalFX
Поддержка игр EAX 5 HD (128 голосов) GX 2.5 Game Audio Engine (EAX2.0)
Ссылка на описание: ru.creative.com
Розничная цена в Москве: 8000 руб. 5600 руб.

Карта Creative Sound Blaster ZxR стоит дороже, но лучше укомплектована: есть выходы 5.1, а не стерео, есть внешний блок коммутации со встроенным стереомикрофоном.

Карта Asus Xonar Essence STX появилась существенно раньше, чем Creative ZxR. Однако аудиофильские звуковые карты такого формата существовали всегда. Среди карт Creative можно вспомнить карты Audigy 2 Platinum Pro, X-Fi Elite Pro, X-Fi Titanium HD.

Sound Blaster ZxR очень похожа на X-Fi Titanium HD. Например, полностью переняла у этой карты ЦАП, ОУ и схемотехнику. Однако теперь Creative не уступает Asus по наличию аудиофильских атрибутов: Nichicon Fine Gold, медная шина заземления, металлический экран, TRS-выход для Hi-End-наушников. Техническая эффективность этих мер близка к нулю. Здесь производитель, скорее, пошел на поводу у ожиданий покупателя. Первенство в этих атрибутах, впрочем, принадлежит не Asus, а картам Onkyo многолетней давности.

Creative Sound Blaster ZxR

Данная карта была представлена пресс-семплом. В финальном продукте не исключены небольшие изменения во внешнем виде и функциональности. В продаже модель появится в мае 2013 года.

Комплект: основная карта, дочерняя карта, проводной блок управления и коммутации, провода.

Карта представляет собой старшую модель новой линейки Z. Это лучший продукт из выпускаемых Creative на сегодняшний день.

У всех современных карт, с подачи одного из производителей, имеется металлический экран, декларируемый как защита от электромагнитных помех. Нужно понимать, что это чисто рекламный ход: десятки лет существовали профессиональные платы без экрана, у которых характеристики намного превышали таковые у игровых карт с экранами, и звук был намного чище на слух. Более того, экран, заземленный в нескольких точках, может сыграть дурную роль ненулевой массы и стать прибежищем для блуждающих токов. Не говоря о том, что ухудшение вентиляции приводит к росту тепловых шумов полупроводников.

Лучшая защита от помех - отсутствие ошибок в разводке печатной платы и правильная организация питания. Экран, между тем, существенно облегчает установку карты в корпус. Исключен риск механического повреждения деталей платы или разряда статического электричества. Снятие экрана в карте ZxR вполне возможно и не составляет труда. В отличие от Asus STX, экран карты Creative не содержит резьбовых соединений для болтов крепежной планки.

Внешний блок имеет запараллеленные разъемы «большой джек» и «миниджек», что упрощает подключение дорогих наушников для музыки и компьютерных гарнитур для Skype и прочей телефонии. Похожий внешний блок есть у карты Asus ROG Xonar Phoebus, однако карта существенно уступает Asus STX по начинке и характеристикам, более соответствуя по цене и начинке Creative Sound Blaster ZX.

На плате обращают на себя внимание электромеханические реле для смены режимов колонки-наушники и для переключения режимов работы усилителя. Такое решение предпочтительнее электронных ключей, так как влияние на сигнал минимизируется.

Отдельного упоминания заслуживает мощный наушниковый усилитель TI TPA6120A2. Он стоит в обеих рассматриваемых картах. Его применение полностью оправданно и может только приветствоваться. Это проверенный наиболее мощный усилитель при рекордно низких искажениях. Реализация усилителя на дискретных элементах обойдется намного дороже по цене комплектующих и безусловно удорожит разработку. TI TPA6120A2 несколько режимов работы, включая повышенный уровень выходного напряжения для высокоимпедансных наушников.

Новая панель настроек карт Creative сделана понятно, имеет на выбор русский и английский интерфейс. При выборе английского языка, в интерфейсе будет использован более качественный и красивый фирменный шрифт. Не забудьте важную настройку, относящуюся к выходу на наушники. Режим 600 Ом вполне можно поставить и для наушников с импедансом 250-300 Ом, если они обладают низкой чувствительностью.

Нарекания в карте вызвал режиме 192 кГц, который опять прикручен сбоку. Карта имеет нечто под названием Direct Mode, и в этот режим чип переключается несколько секунд, с явной переконфиругацией DSP. Аппаратные эффекты в этом режиме невозможны. Измерения получаются странными, показывают цифровую обработку. По информации от производителя, так как карты только появились на рынке, с новыми драйверами ситуация будет улучшаться.

Справедливости ради, 192 кГц не является актуальной частотой для большинства пользователей. Источников записей в этом формате практически не существует. Реальный режим работы микросхем ЦАП для всех режимов, будь то 44, 48, 96, 192 кГц - всегда одинаков, меняется только коэффициент оверсемплинга. Другими словами, пересчет существует всегда внутри цифрового фильтра микросхемы ЦАП. Устройства, где ситуация другая, можно пересчитать по пальцам, и они стоят совсем других денег. И так как никакого преимущества более высокая частота не дает, как и все игры с цифровыми пересчетами и фильтрациями, это пока что остается уделом экспериментаторов, в большинстве случаев действующих на уровне самовнушения. В то время как банальная, лежащая на поверхности замена акустической системы на модель более высокого класса дает несравнимо большую отдачу, причем сразу и без тонких материй.

Asus Xonar Essence STX

Карта Asus Xonar Essence STX обладает несколько более привлекательной ценой, однако и комплектация, и функции карты существенно победнее. Карта только стерео, не 5.1. Не имеет внешнего блока с микрофонами. Процессор карты по сути представляет собой коммутатор потоков с пакетом программных лицензий Dolby Digital. Никакой аппаратной обработки нет. Более того, версия процессора AV100 - это самый первый C-Media Oxygen, с кривой внутренней архитектурой и фиксированной частотой 48 кГц. Таким образом, начинка карты вызывает многочисленные вопросы. Удачной мыслью для Asus было бы не продавать много лет подряд продукт с перемаркированным сомнительным чипом C-Media, а переработать его и выпустить нормальную новую версию. В более новых картах Asus многие проблемы были побеждены переходом на новую модель процессора. Почему нельзя переделать эту модель, освежить ее, для нас остается неясным.

Плюсов у этой карты только два: отличный ЦАП и низкая цена.

Дизайн контрольной панели карты Asus передает нам привет из прошлого века. Наиболее интересная опция настроек - вкладка HP Advance Setting, дополнительные настройки выхода на наушники. Здесь имеется 3 режима работы, в зависимости от импеданса наушников. В более современных картах Asus такого нагромождения мелких элементов уже нет. Что мешает переписать драйвера, непонятно.

Измерения в RMAA

Измерения в RMAA не способны показать паспортных характеристик карт, так как чтобы получить соотношение сигнал/шум 124 дБ необходим прецизионный комплекс измерительного оборудования. В дополнение к этому не помешает иметь максимально простую материнскую плату и маломощный пассивный БП. Однако в чем сильны измерения RMAA, так это в мгновенном выявлении недоработок и конструктивных недостатков.

Мы провели измерения звуковых карт в RMAA в двух компьютерах. В наиболее мощном ПК, набитом разной периферией, в том числе с контроллерами USB 3.0 и FireWire на плате, с большими возможностями оверклокинга, с очень мощной современной видеокартой, измерения обеих карт показали сигнал/шум 110 дБ максимум. В другом ПК цифры улучшились до 116 дБ. Хотя сигнал/шум источника звука более 100 дБ не имеет никакого значения, есть определенная связь между уровнем инженерного исполнения устройства и качеством звука. Дело в том, что в параметр сигнал/шум и особенно в параметр сигнал/(шум+искажения) микросхемы ЦАП входит все, в том числе модулированные с сигналом искажения, которые сильно растут с ростом энергетической насыщенности фонограммы и становятся весьма слышны. Разные модели микросхем ЦАП очень хорошо ранжируются по качеству техническими данными.

Итак, Asus STX «отличился» заметным повышенным шумом в режиме 44 кГц. Сам по себе этот шум опасности для слушателя не представляет, так как лежит гораздо ниже TPDF-дизеринга 16-битного сигнала, но говорит о наследстве чипа C-Media Oxigen, где есть проблема с поддержкой 44 кГц, которую решают качественным пересчетом частоты дискретизации. По этой причине Asus приводит данные своих карт только в режиме 48 кГц. Увы, для пользователей этот режим наименее интересен. Изменение данных, поступаемых на ЦАП в угоду упрощению жизни производителю - это такая незамысловатая хитрость, которая в продукте Hi-End является преступлением.

Creative ZxR, в свою очередь, на измерениях не имеет проблем с пересчетом частоты, но имеет повышенные гармонические искажения 0,0018% против 0,0004% у Asus STX. Причем природу искажений не может объяснить ни ОУ, ни ЦАП - их паспортные параметры на два порядка лучше. Также измерения показывают, что на обеих картах драйвер ASIO сделан довольно топорно. Такое ощущение, что ASIO прикручен впопыхах, для галочки в технических характеристиках. Судя по измерениям, хорошим вариантом для обеих карт под Windows 7 и 8 является DirectSound. Конечно, при выставленной в свойствах звукового устройства Windows частоте 44,1 кГц.

Вы сами можете скачать бесплатную версию и провести собственные измерения для выявления лучшего способа воспроизведения с вашей звуковой картой и конкретной ОС.

Экспертное прослушивание

Прослушивания проводились с установкой обеих карт в один компьютер при мгновенном переключении между картами пассивным коммутатором. В качестве акустики мы включили студийные мониторы Adam S2.5A. Подготовка и процесс тестирования производились с особенной тщательностью и заняли несколько дней. Были перепроверены все провода и разъемы, измерены выходы карт, перебраны все доступные драйвера и разные API (MME, DirectSound, ASIO) с целью получения лучших измеряемых результатов.

Имелись определенные опасения, что мы можем не услышать разницу между звуковыми картами, так как класс преобразователей современных звуковых карт очень высокий. Для контроля использовались профессиональные звуковые карты на CS4398 - E-MU1616M и LynxStudio Aurora 8. К счастью, серьезный подход дал хороший результат, и наши опасения оказались напрасными - разница между всеми картами хорошо слышна на любых музыкальных композициях. Более того, выявился ряд особенностей звучания, который очень сближает Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX.

Звучание обеих игровых карт находится на весьма высоком уровне и близко к профессиональным устройствам высшей категории. E-MU1616M и LynxStudio Aurora 8 дают похожий, более плотный и насыщенный по спектру звук. Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX звучат с чуть большей стереопанорамой и чуть пустовато, но никаких тембральных искажений или окраса в звуке при этом нет. Стоит отметить подкупающую слушателя атаку и детальность звука, особенно на ВЧ.

Есть ли различия между Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX? Различия между картами небольшие. Asus Xonar Essence STX имеет преимущество в звуке, дает чуть большую детальность. Разница вполне выявляется в двойном слепом тестировании, когда эксперт в серии экспериментов указывает на более предпочтительное устройство. Мы пошли дальше и попытались выявить зависимость качества звука и выбранного звукового API. Результаты полностью сходятся с данными RMAA: наименее выигрышно звучит стандартный MME-интерфейс. И самые страшные метаморфозы со звуком проделывает режим, когда частота файла 44 кГц отличается от частоты устройства Windows, например 48 кГц. Данная настройка находится на вкладке Дополнительно/Формат по умолчанию.

Для теста наушников мы взяли Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ohm и Sennheiser HD600. Разницы в качестве мы не услышали. Обе звуковые карты - и Creative Sound Blaster ZxR, и Asus Xonar Essence STX - звучат прекрасно: выдают очень хороший, полноценный звук с большим запасом по громкости. В большинстве ситуаций хватает положения ручки громкости на 40-50%. И если Sennheiser HD600 - это более универсальные наушники, с хорошей чуствительностью, а значит, менее капризные к источнику звука, то Beyerdynamic DT 990 Pro звучат с обычным наушниковым выходом достаточно невыразительно и тихо, а при попытке поднять усиление звучание все равно не становится полноценным. Beyerdynamic требует повышенного напряжения, и это сделано специально для вытягивания из конструктива, то есть из данной мембраны и всей подвижной системы, максимально неискаженного звука. Hi-End-модели наушников с импедансом 600 Ом вдвое более требовательны к размаху напряжения и мощности наушникового выхода, чем 300-омные модели. Требования к выходу на наушники для высокоимпедансных и низкоимпедансных моделей противоречат друг другу. Именно поэтому производителям приходится либо делать разные модели усилителей, либо ставить два отдельных выхода, либо предусмотреть переключатель импеданса. Последний вариант как раз и реализован в тестируемых картах Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX.

Выводы

Обе звуковые карты Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX оставляют впечатление первых шагов компаний-производителей в несвойственной им категории Hi-End-устройств. Шаги эти явно сделаны не до конца. Что-то удалось, что-то пока не удается.

Так как Asus и другие производители теснят, Creative начинает терять рынок. После неудачи с Recon3D становится совсем уже не до шуток. Creative перестает слушать исключительно своих маркетинговых «специалистов», серьезно изучает продукты конкурентов, собирает мнения пользователей и идет ва-банк. Производство X-Fi полностью прекращено еще год назад, страница перевернута. В новой, полноценной серии Sound Blaster, начиная с самой младшей карты Z, сразу идет нормальный звук. Sound Blaster ZxR - это квинтэссенция всех возможностей Creative, попытка скрестить все лучшее: аппаратные эффекты, потребности обычного пользователя и бескомпромиссную Hi-End-идеологию. Причем в таком продукте, который все еще будет доступен по цене и претендует на массовый рынок. По отзывам первых массовых владельцев новых карт, порой людей даже не аудиофильского толка, большинство из покупателей вполне ощущает существенный прирост качества звука в наушниках и колонках. Именно этим и объясняется состоявшийся успех Asus Xonar Essence STX. Пользователи прощают этой карте все недоработки и корявости только ради качественного звука в колонках и наушниках. Хотя полностью сбросить Asus Xonar Essence STX с насиженного трона у Creative Sound Blaster ZxR еще не получилось, позиции Asus в текущий исторический момент стали очень слабы. Практически, выбор в пользу Asus можно сделать только по причине чуть более старшей модели микросхемы ЦАП TI PCM1792А, чтобы иметь психологическую уверенность, что звук на акустических системах высшей категории будет чуть-чуть получше. В остальном карта Creative претендует на лидерство, так как во всем превосходит конкурента, в том числе в силу новизны модели. Хотя новые модели карт есть и у Asus, они неинтересны в рамках этого тестирования из-за заведомо худшего звука.

У обеих карт - и у Creative Sound Blaster ZxR, и у Asus Xonar Essence STX - имеются конструктивные недоработки, которые не позволяют присудить награду «Лидер класса» ни одному из претендентов. Мы советуем производителям прекратить наращивать внешние атрибуты, в попытке переплюнуть друг друга длиной спецификаций, и заняться доводкой имеющихся функций.

29.01.2016 19:00

Звуковая карта - это столь же неотъемлемый элемент персонального компьютера, сколь и видеоадаптер. Но мы уверены, что так считают не все. Однако с годами все чаще появляется желание убедить людей в необходимости почувствовать разницу. Стоит дать шанс таким устройствам, с достойным внешним ЦАП. Одно из чудес, которое открывает любая, даже самая бюджетная звуковая карта (не встроенная в материнскую плату), – заметная разница в звуке даже на самом простом и доступном оборудовании, будь то наушники, игровая гарнитура или акустическая система.

Лет 10-12 назад этому элементу персонального компьютера уделялось больше внимания (не исключено, что это связано с материнскими платами, которые не всегда комплектовались встроенным звуком). И даже в самых старых и бюджетных системах один из PCI слотов занимала звуковая карта, не редко от Creative.

Эта компания по-прежнему знает свое дело, и вряд ли найдется на свете фирма, которая по популярности на мультимедийном рынке может сравниться с Creative.

Функция SBX Pro Studio с кристаллизацией потока выдает отличный и чистый звук на сжатых файлах, например, при прослушивании mp3 или интернет-радио.

О серии Sound Blaster так или иначе слышали все любители компьютерного железа . В 2016 году в ассортименте линейки представлено внушительное количество устройств (многие появились в качестве более функциональной замены прошлым поколениям), Creative Sound Blaster Z является одним из них.

Внешние особенности

Карта комплектуется диском, на котором записаны дрова и ПО для Windows 7, 8 и 10, в коробке находится и внешний микрофон (вход 3,5 мм, частотный диапазон - 100-20000 Гц ) очень неплохого качества, который внешне напоминает портативные колонки.

Плата Creative Sound Blaster Z закрыта красным металлическим кожухом с окошком напротив процессора Sound Core3D , под капотом яркая красная подсветка (вместе с качественным звуком еще и претензия на моддинг в корпусе). Продукт выглядит монументально и очень качественно.

На задней панели расположены 3,5 мм джеки для многоканальной акустики, наушников и стерео, а также пара оптических коннекторов (вход и выход) для современных ресиверов и систем.

Creative Sound Blaster Z способна записывать звук в формате 24 бит/96 кГц , есть поддержка ASIO 2.0 и EAX Advanced 5.0 , однако необходимых для этого процесса коннекторов на Creative Sound Blaster Z не предусмотрено (речь идет о полноразмерных джеках 6,3 мм).

Можно обойтись и мини-джеками, но это уже не совсем то, что нужно. Так или иначе, Creative Sound Blaster Z в первую очередь ориентирована на вывод сигнала в геймерском или мультимедийном ПК.

Кстати, данная звуковая карта предлагает возможность одновременного подключения наушников и акустической системы без необходимости каждый раз вынимать провод. На Creative Sound Blaster Z два независимых коннектора для этих целей, для переключения сигнала между ушами и колонками не потребуется лезть под стол, для этого есть ПО.

Программное обеспечение

Во всей красной серии Sound Blaster фактически одинаковое ПО, хотя звук от устройства к устройству несколько отличается. Но программный интерфейс обозреваемого адаптера и, например, схож почти на 100%, опции те же.

Функция SBX Pro Studio с кристаллизацией потока выдает отличный и чистый звук на сжатых файлах, например, при прослушивании mp3 или интернет-радио. Для этих целей опция просто необходима, а вот для прослушки FLAC не рекомендуется использовать никаких программных улучшайзеров .

В программной панели не обошлось и без удобного эквалайзера с огромным количеством регулируемых настроек. Каждое движение частотного ползунка мгновенно сказывается на звуке, Creative Sound Blaster Z - очень чувствительная и динамичная звуковая карта. В наушниках слышны любые эксперименты со звуком.

Качество звука

При прослушивании формата FLAC через Creative Sound Blaster Z можно рассчитывать на детальное отражение музыкальной картины с разделением общего микса на каждую дорожку . Инструменты звучат будто живьем, но важно понимать, что это именно цифровой звук (не аналоговый), хотя ничего плохого здесь нет. Особенно впечатлили мягкие и буквально обволакивающие низкие частоты.

Данная звуковая карта предлагает возможность одновременного подключения наушников и акустической системы без необходимости каждый раз вынимать провод.

Пусть Creative Sound Blaster Z ориентирована на геймеров и на многоканальные аудиосистемы, слушать при этом музыку в формате стерео (тем более, что максимально поддерживаемое качество аудио – 24 бит/192 кГц ) через эту звуковую карту - сплошное удовольствие. Не лишним будет сказать, что соотношение сигнал/шум в Creative Sound Blaster Z – 116 дБ , это весьма много для такого устройства.

Выводы

Creative Sound Blaster Z заслуживает внимания каждого пользователя, желающего привнести что-то новое в свой мультимедийный график развлечений. Эта карта не единственная в классе, есть у нее неплохие альтернативы и в рамках ассортимента Creative, например, чудесная Creative Sound Blaster Audigy Rx, которая на наш взгляд звучит даже лучше.

Отличное ПО, потрясающий звук, совместимость с современными ОС, простота в настройке. Creative Sound Blaster Z однозначно стоит своих денег. Рекомендуем.

Компания Creative представила новые звуковые карты. С новой линейкой Z компания вновь нацелилась на игровой сегмент. В нашу тестовую лабораторию поступила как новая недорогая модель SoundBlaster Z, так и более дорогая топовая звуковая карта ZxR. В прошлом году , которая получала не всегда лестные отзывы, но менее чем за год Creative подготовила новые звуковые карты Z. Но насколько они окажутся хороши по сравнению с прямым конкурентом ASUS? Об этом мы поговорим в нашем обзоре.

В новой линейке вышли звуковые карты под названием Z, Zx и ZxR. Цены на них начинаются с 90 евро в Европе или 2,8 тыс. рублей в России за Sound Blaster Z, от 130 евро или от 4,5 тыс. рублей за Sound Blaster Zx, а покупка ZxR обойдётся в 250 евро в Европе , в России она еще не появилась (). Звуковые карты Z и Zx отличаются не платой, а дополнительным аксессуаром. В комплект поставки Zx входит настольный пульт управления с разъёмом подключения наушников, ручкой регулировки громкости и встроенным микрофоном. У топовой модели вы получите всё перечисленное, но дизайн звуковой карты был изменён, Creative установила более качественные преобразователи и предусилители, которые должны существенно улучшить качество звука. Кроме того, вместе с ZxR вы получите ещё одну плату с дополнительными интерфейсами.

Несмотря на улучшения, объявленные для звуковых карт Sound Blaster, "сердцем" у них по-прежнему является чип Soundcore 3D, который не всегда радовал качеством в прошлом. Creative провела оптимизации других компонентов, в частности, установила другие аналоговые/цифровые преобразователи по сравнению с 3D Recon, последствия этого шага мы оценим в наших тестах. Ниже приведены спецификации звуковых карт.

Технические спецификации Creative Soundblaster Z
Характеристика Значение
Цена от 90 евро в Европе
от 2,8 тыс. рублей в России
Соотношение сигнал/шум 116 дБ
24 бит/ 96 кГц
24 бит/ 192 кГц
Выходы Наушники, линейный выход, 3 x 3,5 мм аудио, Toslink
Входы Микрофон, Toslink
Интерфейс шины PCI Express 1x
Технические спецификации Creative Soundblaster ZxR
Характеристика Значение
Цена от 260 евро в Европе
Соотношение сигнал/шум 124 дБ
Аналогово-цифровое преобразование 24 бит/ 96 кГц
Цифро-аналоговое преобразование 24 бит/ 192 кГц
Выходы Наушники 6,3 мм, 2 x RCA, 2 x 3,5 мм аудио, Toslink (карта DBpro)
Входы Микрофон 6,3 мм, 2 x RCA (карта DBpro), Toslink (карта DBpro)
Интерфейс шины PCI Express 1x (с картой DBpro занимает два слота)

Новейшая звуковая карта производства Creative получила название Sound Blaster Z. Работает модель через интерфейс PCI Express x1; он характеризуется низким уровнем нагрузки на шину, что по достоинству оценят любители моддинга и те, кому нужно будет установить эту карту в системный блок небольшого размера. Sound Blaster Z упакована в красивый корпус, а в комплекте с ней поставляется гаджет, который пригодится каждому игроку — очень качественный микрофон с функцией фокусировки на источник звука и высоким шумоподавлением.

При цене менее 3000 рублей, Sound Blaster Z представляет собой самую оптимальную из звуковых карт Creative нового поколения. В ней вы не найдете многих опций, являющихся ключевыми для прожжённых аудиофилов. Зато у вас будет шустрая звуковая карта, которая привлекательно выглядит, выполнена в удобном форм-факторе и поставляется в комплекте с высококачественным микрофоном.

В картах семейства Sound Blaster Z устанавливается процессор Sound Core 3D от Creative: в нем четыре ядра и за счет него снимается нагрузка обработки звука с центрального процессора ПК.

Упаковка и комплектация

Creative Sound Blaster Z попал к нам в руки в картонной коробке, достаточно хорошо защищающей ее от внешних механических воздействий. Это модель начального уровня в линейке Creative, поэтому, в отличие от и Zx, вместе с которыми поставляются внешние модули для управления звуком, Sound Blaster Z поставляется «просто с микрофоном». Для тех из вас, кто ищет качественную звуковую карту без лишних «наворотов» , модель Z подойдет как нельзя лучше, ведь по своим возможностям она не уступает Zx, а стоит при этом на порядок меньше. И даже несмотря на то, что микрофон в ней выполнен очень просто, вы будете приятно удивлены качеством записываемого с его помощью звука.

Познакомимся с устройством поближе

Внешний вид звуковой карты Creative Sound Blaster Z сразу же вселяет уверенность в то, что она не потеряется среди компонентов ПК хорошей игровой сборки. Ее темно-красный корпус из анодированного алюминия выглядит очень привлекательно, а сквозь небольшое окошко, вмонтированное в нем, можно увидеть процессор Sound Core3D. Чтобы сделать внешний вид Sound Blaster Z еще экстравагантнее, производитель оборудовал ее двумя светодиодами красного цвета, которые загораются, когда карта работает.

Как только вы извлекли внутренности карты из ее корпуса (в смысле, открутили красную алюминиевую железку), перед вашими глазами оказывается довольно простенькая на первый взгляд плата. Она обеспечивает звук в формате 5.1, а также оснащена оптическими входом и выходом.

Алюминиевый корпус немного усложняет соединение Sound Blaster Z посредством разъема Front Panel Audio Header (F_AUDIO), но все становится намного проще, если сперва подключить кабель, а уже затем устанавливать карту.

Задняя панель этой звуковой карты во многом напоминает другие 5.1-устройства: там расположились пять «мини-джеков» и два выхода TOSLINK S/P-DIFF. Расстояния между двумя соседними 3,5 мм.-гнездами достаточно для того, чтобы при надобности воткнуть в одно из них 1/4″-дюймовые наушники с адаптером так, чтобы последний не закрывал собой ни один из «джеков». Карта оборудована усилителем звука для наушников – это позволяет вам подключить к ней достаточно серьезную гарнитуру без боязни потери качества или мощности звучания.

Хороший микрофон – важная вещь для каждого геймера, поскольку голосовое общение играет в современных компьютерных играх далеко не последнюю роль. И в Creative подошли к решению этого вопроса достаточно просто: свою звуковую карту они оснастили микрофоном с возможностью фокусировки на источнике звука. Его можно разместить где вам удобно: на столе, экране или любой другой плоской поверхности. При этом данный гаджет обеспечивает намного лучшее качество звука, чем обычные дешевые настольные микрофоны.

Все карты серии Sound Blaster Z оснащены новым четырехъядерным процессором для обработки звука. Этот процессор в целом полностью справляется со всеми функциями обработки сигналов, которые ему полагаются. Включение настоящего аппаратного ускорения предполагается только в случаях, когда запускаются игры. Но в последнее время для этих целей с лихвой хватает и мощности центрального процессора ПК. В Sound Blaster Z используются вполне стандартные конденсаторы, цифро-аналоговый преобразователь (DAC) и все другие чипы. Операционный усилитель главного канала — 4556A (это емкостной ОУ производства JRC). Он использовался и в других моделях звуковых карт Creative, начиная свою историю еще с линейки Sound Blaster Live!.

В Creative подняли немало шума вокруг своего нового Звукового Ядра (Sound Core 3D): это касается как маркетинговой поддержки карты, так и ее внешнего вида. Теперь у нас есть очевидные доказательства того, что эта работа прошла не напрасно.

Софт для Sound Blaster Z

Помните, сколько мучений у нас было с софтом для звуковых карт поколения x-fi? Так вот, это все в прошлом. Больше никакой возни и вечных переустановок слетевших драйверов. Все устанавливается просто и понятно в несколько кликов, и звуковая карта готова к работе.

Программное обеспечение для конкретно этой модели карты работает весьма неплохо на компьютерах работающих под управлением 64-битной Windows 7 Pro. Данный софт не только занимает относительно много места на диске (160 Мб), но и потребляет немало операционной памяти (69 Мб когда программа свернута). Те из вас, кто следит за использованием ресурсов своего ПК, могут просто выходить из данной программы каждый раз после того, как были сделаны изменения.

Sound Blaster Z оснащен технологиями «улучшения» звука SBX. Эти эффекты, затрагивающие качество звука в наушниках, явно влияют на него не лучшим образом. Несмотря на то, что в некоторых компьютерных играх данные улучшения могут оказаться полезны, мы бы рекомендовали пользоваться ими с определенной долей осторожности. Если вам нравятся басы, то данные настройки тоже могут пригодиться, ведь они усиливают нижние басы, не оказывая при этом влияния на средние частоты. Однако эмулированный с помощью SBX объемный звук оставляет желать лучшего.

Теперь настало время обратить внимание на то, что представляет собой настоящую ценность для пользователя и называется Crystal Voice: это достаточно умная система снижения уровня шума и постпроцессинга для микрофона. Алгоритмы подавления шумов работают безукоризненно, отсекая подавляющее большинство нежелательных звуков. Большой свободы действий в плане самостоятельных настроек Crystal Voice у вас не будет, но все же некоторые возможности остаются – они помогут добиться наилучших результатов в качестве записываемого через микрофон звука. Кроме этого, вы можете исказить собственный голос парочкой забавных эффектов, которые помогут напугать соперников при общении через TeamSpeak.

Режим Scout Mode поможет вам лучше слышать шаги врагов в игре и с большего расстояния. По сути, его работа заключается в настройках эквалайзера, когда усиливаются высокие и средние частоты. Вроде бы как алгоритм Scout Mode предполагает дополнительную цифровую обработку сигналов, но нам все же кажется, что 90 процентов полученной разницы достигается за счет изменений эквалайзера: пожалуй, то же самое можно получить и на обычной звуковой карте (даже интегрированной) за счет ручной эквализации.

Экран настроек исходящего звука достаточно прост и интуитивно понятен.

Открыв вкладку «Кинематографический эффект» (Cinematix), вы сможете выбрать один из предлагаемых кодеков.

Микшер настраивается достаточно легко и позволяет также выполнять регулировку микрофона.

В числе прочего нам предлагается неплохой одиннадцатиполосный эквалайзер, с помощью которого должна осуществляться просто идеальная настройка вашего профиля.

Последняя вкладка Расширенные функции (Advanced Features) немного не оправдывает своего названия, предлагая нам лишь одну скромную опцию.

Производительность

Для того, чтобы в полной мере изучить возможности этой звуковой карты, мы протестировали ее с разными играми, колонками и наушниками.

Кроме того, нами было прослушано немало музыки, ведь очень многие используют свой ПК в основном как музыкальный центр или домашний кинотеатр.

Стерео звук

Даже если ни одна из примочек, включающихся с помощью программного обеспечения, не активна, это не мешает Sound Blaster Z все равно выдавать очень качественный звук. Эта карта способна обеспечить качественное звучание даже имея не очень качественный источник, например ролики на youtube. При прослушивании музыки на акустике 5.1 карта распределяет звук по всем колонкам, получается такой виртуальный эффект объемного звука.

Звук на наушники получает значительное усиление, и это дает возможность подключать даже такие мощные гарнитуры с высоким импедансом до 600 Ом. Даже для такой гарнитуры, как HiFiMAN HE6, его вполне хватает. А вот если вы оденете простые наушники-«капельки», то в них звук будет чересчур громким. И для обычных наушников вроде Sennheiser PX-200 II усиления, обеспечиваемого картой, иногда бывает слишком много.

При своей цене в 3000 рублей с задачей воспроизведения музыки или других двухканальных источников Sound Blaster Z справляется на отлично. С Creative Sound Blaster Z будут отлично работать наушники с высоким импедансом и значениями акустической эффективности от низких до средних.

Многоканальный звук

Sound Blaster Z обеспечит вам высокое качество звука в компьютерных играх. Большое количество доступных настроек вселяет уверенность, что как сама карта, так и ее программное обеспечение удовлетворят даже самым искушенным запросам. Конечно же, еще ни одному программному средству не удавалось сделать из плохой гарнитуры хорошую, но они определенно помогут вам настроить гарнитуру в соответствии со своими предпочтениями. Так, например, для SteelSeries Siberia v2 для того, чтобы отчетливо слышать шаги персонажей и звук падающих гильз в Battlefield 3 и CS:GO, мы занизили басы и повысили средние частоты. И пусть нам пришлось повозиться немного с эквалайзером, но в итоге мы добились желаемого, что не может не радовать. Для этих целей можно было бы использовать режим Scout Mode, но результат, полученный с его помощью, звучит несколько неестественно – в данном случае с помощью ручной настройки эквалайзера можно приблизиться намного ближе к идеальному звучанию для игр. Кроме этого не следует также забывать и о том, что как звук, получаемый от Scout Mode, так и тот, которого вы добиваетесь самостоятельно, напрямую зависят от используемых вами наушников или гарнитуры. Для стандартных наушников лучше ничего не менять в Scout Mode и эквалайзере, если хотите получать удовольствие от звука при игре.

Как нами и ожидалось, микрофон зарекомендовал себя прекрасно для большинства игр. Сам по себе микрофон работает превосходно, а если прибавить к этому еще и постпроцессинг, обеспечиваемый самой картой, то в результате получается очень качественная запись звука. Система шумоподавления микрофона работает эффективно, а кроме этого ее можно очень точно настроить в зависимости от той обстановки, которая в данный момент сложилась вокруг вас. В сравнении c постоянно используемым нами микрофоном audio-technica at2020, Creative продемонстрировала хороший результат в плане юзабилити, хоть и с небольшим проигрышем в качестве записываемого звука. За счет SBX на карте от Creative настройки шумоподавления будут работать для любого микрофона: это весьма выгодно, если вам нужно, например, записывать звук через свой полюбившейся микрофон.

Заключение

Достоинства:

  • Стабильное программное обеспечение
  • Большой набор функций
  • Отлично подходит для игр
  • Одиннадцатиполосный эквалайзер
  • Усилитель звука для наушников обеспечивает качественное и громкое звучание при использовании гарнитур премиум класса
  • Качественный микрофон
  • Простая в использовании и установки панель управления

Недостатки:

  • Режим Scout Mode несколько абсурден
  • Нужны наушники импедансом более 32 Ом
  • Нет поддержки объёмного звука для полноценного домашнего кинотеатра 7.1, 9.1
  • Софт для Sound Blaster Z достаточно серьезно нагружает систему, потребляя более 60 Мб оперативки в фоне

У Creative получилось создать очень достойную звуковую карту, отлично выполняющую все задачи, которые только могут стоять перед подобным устройством. И хотя какими-то сверхвыдающимися особенностями Sound Blaster Z и не наделена, однако эта карта представляет собой отличную «рабочую лошадку», удовлетворяющую к тому же запросам большинства геймеров. И пусть специальный режим Scout Mode не совсем оправдывает возложенные на него надежды, но зато встроенный одиннадцатиполосный эквалайзер при необходимости позволяет добиваться почти любого звучания. Sound Blaster Z обеспечивает звук высокого качества не только в бюджетных хэдсетах, но также и в гарнитурах топ-класса.

В целом новинка от Creative станет настоящей находкой для геймеров, желающих произвести апгрейд своей встроенной звуковой карты.

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Наушники-вкладыши типа «бутоны» (со сменными силиконовыми насадками) Sharp HP-MD33-S (номинальный импеданс 16 Ом, некритичный спад на высоких частотах).
  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, чувствительность невысока, требуется адекватное усиление).
  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом).

Задействованные акустические системы:

  • Активные стереопары JetBalance JB-382 (Блеск! Эх, ещё бы запас по ВЧ…) и незабвенные Solo-1.
  • Студийные мониторы Event.
  • Ресивер Yamaha HTR-5640 RDS (европейско-серебристая версия знаменитой 440-й модели) с 5.1 комплектом акустики AVE-700.

Альтернативные источники звука:

  • Спортивный Мр3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и удобству эксплуатации.
  • PCI саундкарта Audigy2 Platinum
  • Бытовой DVD-плеер Pioneer 565

Тестируемой X-Fi XtremeMusic не удалось переиграть по звучанию Pioneer 565, однако чтобы это установить, потребовались студийные мониторы (плюс профи наушники) и хорошо тренированные уши. Звук XtremeMusic очень близок к Audigy 2 Platinum.

Выход на наушники у X-Fi XtremeMusic совмещён с выходом на фронтальную акустику и до уровня специализированного выхода на выносных модулях собратьев не дотягивает. Впрочем, и тут разницу даже на «хай-файных» наушниках услышит далеко не каждый.

Расхваленный режим CMSS-3D как в наушниках, так и на многоканальной акустике не впечатлил (очевидно, слабоваты сами алгоритмы).

Прослушивание подтвердило: в случае некомпрессированных записей «кристаллайзер» приятно уплотняет и украшает звук при воспроизведении на средненьких акустических системах.

Подключение ресивера с декодером к цифровому выходу карты коаксиальным шнуром (волновое сопротивление 50 Ом, плюс переходник с RCA на моно аудио джек 3.5 мм) прошло без проблем. Кстати, кабель был длиною более 20 метров (взят от старой Ethernet сети), так что можно перебрасывать аудио сигнал по цифре из другой комнаты, а не таскать компьютер.

Игра «Battlefield 2» (звук EAX) на двух указанных выше стереопарах акустических систем пошла на «ура». Местоположение источников выстрелов и взрывов, не задумываясь, угадывалось вслепую. Даже можно было определить, куда именно летят отстрелянные гильзы. Звук лодочного мотора при перемещении по реке, честно говоря, просто удивил своей реалистичностью. Несколько хуже обстояли дела с рёвом двигателей танков (видать, создатели игры сэкономили).

Все бы распрекрасно, но никак не удалось добиться, чтобы продвинутые эффекты цифровой обработки (компрессор, ревербератор, дисторшн и т.п.) звучали в реальном времени при поступлении сигнала с аналогового входа. В записи, пожалуйста, результаты эффектов уже будут присутствовать. При воспроизведении записанного ранее чистого материала все эффекты функционируют. Тогда как «на лету» оцифровывать, обрабатывать и озвучивать что-то упорно не стыковалось. Откровенно жаль, поскольку оценить «драйв» от применяемого эффекта крайне непросто, ведь настроек то масса, и каждую надо аккуратно выставить, эмпирически подобрав на слух. Так что гитаристам остается по-прежнему уповать на Guitar Rig (благо, ASIO позволяет работать без заметной на слух задержки) и ждать, пока мы вместе с Креатив не разберёмся, в чём закавыка.

Заключение

Выпустив в свет мощнейший аудиопроцессор, Creative не просто хочет обозначить своё лидерство, а стремится глобально повысить качество цифровой обработки звука.

Чтобы однозначно сделать вывод, насколько удачным получился процессор и каков его запас в перспективе, понадобится тщательно проверить в деле разные карты из линейки X-Fi. Сейчас совершенно ясно одно: добавить-обновить софт или плагин какой – не проблема, тут главное – железо.

В младшей модели новоиспеченной линейки от Creative – Sound Blaster XtremeMusic – скромно реализована лишь запись, всё остальное – на зависть мечтающим об X-Fi. Помимо всего прочего, устранены приколы Audigy2 ZS, в частности синус в несколько вольт на сто с лишним кГц в режиме automute. Порадовали драйверы X-Fi, в заводской версии вставшие без сучка без задоринки. Протестированная карта X-Fi XtremeMusic искренне рекомендуется не только супер экипированным геймерам, но и заядлым меломанам.

Ну а сможет ли понравиться профессионалам звука и аудиофилам флагманская модель X-Fi Elite Pro, покажет отдельное тестирование.